GETTBILISI БЛОГ

гайды. путеводители и полезные статьи для вашего путешествия.

Мы собрали для вас рекомендации и практическую информацию для предстоящего путешествия, или для вдохновения на будущую поездку в маленькую, теплую и гостеприимную Грузию. Здесь вы можете прочитать полезные статьи, бесплатно скачать или купить наши путеводители и буклеты.

новые статьи

Ахали (новая) Шуамта и Дзвели (старая) Шуамта

Расположены в 90 км от Тбилиси (1,5 часа).

 

Шуамта – буквально означает «межгорье». МТА (гора) и ШУА (средний, серединный, центральный, в центре или на половине горы. Название соответствует своему географическому положению, находящемуся точно на половине дороги из Самебы в г. Телави). При том, что горы от монастыря довольно далеко. До вершины Кацебис Гверди по прямой - более 5 километров. 

 

Здесь находятся два монастыря совершенно отличающиеся друг от друга по архитектуре и были созданы в разное время, которые получили название Новая Шуамта и Старая Шуамта. Оба ансамбля стоят на одной дороге на расстоянии около 3-х км друг от друга.

 

  • Монастырский комплекс V-VII веков Дзвели Шуамта укрыт в лесах Шуамта и особенно живописен летом и осенью.

  • Неподалеку от монастыря - в 2 километрах - находится Ахали Шуамта (Новая Шуамта) - женский монастырь, основанный в XVI веке и действующий по сей день.

 

Для ознакомления лучше начать с Дзвели Шуамта.

 

Дзвели (старая) Шуамта, V-VII века

 

  

 

Монастырь Старая Шуамта отличается от Новой Шуамты во всех отношениях. На небольшой поляне можно увидеть три церкви, две из которых стоят вплотную, а третья — чуть ниже на холме, нескольких часовен и развалин жилых помещений.

 

  • Наиболее древнее сооружение, базилика V века - типичное произведение раннего периода распространения христианства в Грузии.

  • Хорошо сохранилась большой купольной храм VII века типа Мцхтского Джвари. В храме сохранились остатки росписи XI—XII веков.

  • Маленькая купольный храм VII века, также относится к типу Джвари, однако он значительно миниатюрнее. План церкви проще.

Как во всех памятниках Кахетии, фасады лишены украшений. Стены выведены из булыжника и рваного камня, с применением в угловых частях квадров ширими (водяного туфа).

 

Базилика

 

  

 

Первая и самая древняя маленькая зальная храм с внешней галереей в форме базилики была построена здесь еще в середине V веке, до прихода в эти края ассирийских отцов и распространения христианства, являет собой пример раннего этапа развития базиликальных сооружений в Грузии. Внутри одна алтарная ниша с колоннами. Ворота проделаны в южной и в северной стене и этот проход позволяет пройти храм насквозь, превращая его во что-то вроде проходной (притвора) к крестовому храму. С севера к базилике примыкает один четырехугольный притвор, а с юга — два притвора, связанных между собой проходом. Эти притворы, вероятно, современны базилике или пристроены чуть позже.

 

Большой купольный храм

 

  

 

Главенствующую роль в ансамбле играет крестово-купольный храм, по типу принадлежащий Мцхетскому Джавари и построенный в первой четверти 7 в., уже после пришествия ассирийских отцов и основания монастырей Икалто и Алаверди неподалёку. Он до деталей скопирован с храма Джвари, поэтому можно точно сказать, что он построен после 600 года, и вероятно даже после 610 и вероятно до 640. Этот храм стал первым и последним «храмом типа Джвари» в Кахетии. В Центральной Грузии осталась другая его копия — Атенский Сион. Этим Джвари и велик — он как марка, выпущенная тиражом в шесть экземпляров, трех из которых уже не существует. В Шуамте храм строился в условиях арабской оккупации, и возможно именно по этой причине возник в этой глухой местности. Он отличается от Джвари только размерами и отсутствием украшений. Этот храм можно считать одним из первых купольных храмов в Кахетии. Старше его только Дзвели-Гавази и Ниноцминда. У этого храма есть загадка. Это его купол. Сейчас он плоский, как у Джвари. Но еще лет десять назад он был пирамидальный, и был похож на купол храма Атенский Сион. Кто решил его перестроить и чем он руководствовался - вопрос пока не прояснённый. Кое-где внутри сохранились фрагменты росписи XI–XII веков, кое-где еще видны следы отдельных фигур, нимбов и т. д., а также надписи на фасаде, выполненные в традиционном грузинском шрифте асомтаврули. Фасады храма, как это в основном принято в Кахети, возведены из крупного булыжника. Единственным украшением здания является арка над восточным окном.

 

Малый купольный храм

 

  

 

Третий памятник, входящий в этот ансамбль, расположен в северо-восточной части территории. Храм был построен еще позднее. Говорят, что на холме Шуамта уединилась от всех пресвятая царица Тамара и постилась там в течении 40 дней. Этот миниатюрный храм представляет собой упрощенную модель стоящего рядом купольного храма, и не исключено, что оба здания построены одним зодчим. Некоторые исследователи считают, что этот зодчий был настоятелем монастыря. Для своего уединения он построил храм и под ней с северной стороны устроил склеп. Стены интерьера, освещенного четырьмя окнами купола и одним алтарным, оштукатурены, но следов росписи не заметно.Внешний объем храма отличается гармоничностью и уравновешенностью. Так же, как и рядом стоящие церкви, храм построен из камня и лишен каких бы то ни было украшений. Вход с юга. Обе церкви отмечены высокими архитектурными достоинствами.

Чуть ниже в лесу находится источник с чистейшей водой, к которой ведет небольшая дорожка. Туда приятно прогуляться, набрать воды и насладиться природной тишиной, нарушаемой лишь пением птиц и журчанием воды.

 

Расстояние между Дзвели и Ахали Шуамта всего три километра, но между возникновением этих двух ансамблей — более тысячи лет.

 

Ахали (новая) Шуамта, XVI век

 

Женский монастырь Ахали Шуамта сооружен позднее. В монастырском комплексе выделяются большой купольный храм и колокольня. Монастырь Новая Шуамта сам по себе не является чем-то выдающимся: это довольно обычный кирпичный храм начала XVI века, окруженный хозяйственными пристройками. Но история, стоящая за ним, весьма интересная.

 

  

 

История

 

В это время в Азербайджане небольшой шиитский клан Сефевидов завоевал всех своих соседей, разгромил государство Ак-Коюнлу, и вождь клана по имени Измаил объявил себя шахом — так возродился Иран, погибший 1000 лет назад, о котором все уже давно забыли. Измаил напал на Турцию и получил резкий отпор. Тогда он выбрал «жертву» помельче — Грузию. В 1518 году его армия вошла в Закавказье, отделила от Грузинского царства Кахетию у царя Давида и передала её царю Левану (1518(20) - 1574(70))., сыну Георгия Злого, изгнанного оттуда в свое время. Давид собрался уже отвоевать Кахетию обратно, но пришел гурийский князь Мамия I Гуриели, разбил армию Давида, а затем выступил в роли миротворца: он предложил Давиду признать Левана, а Левану - не вредить Давиду, и что б наступил мир и согласие. В ходе этих переговоров было так же решено выдать за Левана дочь мамии Гуриели по имени Тинатин. Когда ее выдали замуж за Левана, она в 1520 г. отправилась из Гурии в Кахетию. По дороге через гомборский перевал остановилась в монастыре Старая Шуамта (Дзвели Шуамта), который находится рядом.

 

Здесь она увидела кизиловый куст, который ранее приснился ей в детстве с указанием, чтобы построить на этом месте православный храм Богородицы. Во сне она увидела место его будущей постройки. Место оказалось незнакомым, и только будучи уже женой кахетинского царя Левана, царица Тинатин узнала виденное ей во сне место. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тинатин. Тинатин велела построить храм Рождества Богородицы, а сама продолжила свое путешествие в Греми и вышла замуж за Левана.

 

У Тинатин и Левана родилось трое сыновей, младшим из которых был следующий царь Кахетии Александр II (1527). Их семейная жизнь длилась 9 лет. В 1529 г. брак расстроился, супруги разошлись. Развод был идеей Тинатин, за что Леван сильно невзлюбил её и лишил ее детей всех прав наследования. Тинатин ушла в построенный по ее указанию монастырь Новая Шуамта, где постриглась в монахини. Она дожила до смерти Левана в 1574 году, после которого начался конфликт между его потомками от первого и от второго брака, в ходе которой победил все же Александр. Она пережила своего мужа почти на 20 лет и скончалась в 1591 г. Перед смертью она завещала не хоронить себя около мужа в замке Греми, поэтому ее захоронили прямо в монастыре. В результате ее похоронили в Новой Шуамте. Мраморная надгробная плита существует до сих пор. На ней вырезан герб Багратионов и это изображение считается сейчас самой ранней известной версией этого герба.

 

Здесь в 1604 г. находились послы царя русского, присланные от Бориса Годунова к Царю Кахетинскому Александру II.

  • Княгиня Мария Чавчавадзе, супруга князя Гарсевана Чавчавадзе, бывшего посланником Грузинских царей Ираклия 2 и Георгия 12 при дворе императрицы Екатерины 2 и Императора Павла 1.

  • Много лет спустя в этом же монастыре был похоронен поэт и офицер российской армии Александр Чавчавадзе.

 

Архитектура

 

Новая Шуамта сейчас является действующим женским монастырём. На его территории находится храм Богородицы и несколько хозяйственных построек. На территории монастыря сохранились кирпичная крестово-купольная базилика, восстановленная царем Ираклием II в 18 в., колокольня и некоторые постройки. 

 

 

 

Центрально-купольный храм монастыря - кирпичный, с характерными для 16 века украшениями фасада в виде крестов. Он во многом похож на храм Архангелов в Греми, но тот строился немного позже - лет на 30. Храм не избежал участи других церквей — снаружи он побелен неумелыми мастерами 19 в. Монастырь имел богатую ризницу, где хранились пожертвования грузинских царей и дворянства. Существовала также и большая библиотека. Иконостас храма, превосходный по красоте и богатству, прислан сюда Грузинским царевичем Ираклием в 1844 г.

 

 

 

Изначально монастырский храм был расписан фресками, но после отмены грузинской автокефалии в 19 веке стены храма были закрашены белой краской. В ХХ веке краску попытались удалить, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок 17 века. На них в частности, есть изображение Левана и Тинатин. Фрески сохранились не везде, но выжившие части выглядят вполне неплохо, позволяющие утверждать, что роспись Шуамта выполнена с большим мастерством и отличается тонким штрихом, свежестью колорита, желтовато-красной гаммой.

 

Среди сохранившихся фрагментов надо отметить «Надгробный плач», размещенный на северной стене. На западной стене можно увидеть довольно большую композицию «Успение» и рядом — «Мироносицы у гроба». В нижнем регистре изображен окруженный ангелами Христос Эммануил на троне. В центральных частях апсиды упала штукатурка с фреской. Уцелела лишь роспись боковых стен: на северной — «Омовение ног», на противоположной — «Моление о чаше» и др.

 

Все фасады церкви решены одинаково. Каждый из них расчленен на три равных части. Каждая часть обрамлена аркой. Характерно, что на каменных стенах здания декор выложен из кирпича. Ведущим декоративным элементом центральной части каждого фасада является рельефное изображение креста. Среди остальных деталей убранства можно отметить небольшие ромбики, выложенные из цветных изразцов и расположенные под карнизом. В прошлом веке, когда храм был побелен, заглубление креста покрасили в красный цвет.

 

Декоративное оформление купола построено по тому же принципу, что и оформление фасадов. Высокий барабан имеет восемь граней. Грани выделены валиками и по горизонтали разделены на две плоскости. В нижней расположены высокие окна в арках, в верхней — большие декоративные квадраты. И нижнюю часть здания, и барабан купола венчает кирпичный карниз.

 

Со временем храм утратила арочную галерею, окружавшую ее с трех сторон, и от этого много потеряла. Сейчас первоначальная трехступенчатая композиция превратилась в двухступенчатую. Без первой ступени нижняя часть храма кажется оголенной и непропорционально высокой.

 

 

Колокольня

 

В стоящей к северо-западу от церкви колокольне находились жилые и приемные покои царицы Тинатин. Возможно, они были размещены непосредственно в башенной колокольне. Колокольня четырехэтажная и в плане квадратная. - В первом этаже устроен большой приемный зал с декоративно оформленным сводчатым перекрытием. Высота зала достигает 7 м. Это неудивительно, если учесть, что зал предназначался для царских приемов.

  • Второй этаж тоже значительных размеров, но планировка придает ему уют. Центральная часть по сравнению с первым этажом сужена, и со всех четырех сторон устроены небольшие углубления для отдыха и т. п. Высота зала уменьшена до 5 м. Низкий свод украшен зубчиками, выложенными из кирпича.

  • Третий этаж состоит из небольших уютных комнат, имеющих выход на арочные балконы, окружающие их с трех сторон.

  • Лестница, ведущая с этажа на этаж, устроена в толще стен. Она ведет и в шестигранную арочную звонницу, перекрытую сводом. Как здесь, так и на нижних этажах, арки стрельчатые, что характерно для 16 в.

 

 

 

 гайды и путеводители 

Гайд по Тбилиси

Наш ГАЙД ПО ТБИЛИСИ - это советы и рекомендации вам, путешественникам, которые выбрали провести свое путешествие в нашем теплом городе. На 30 страницах Гайда вы найдете ответы практически на все часто возникающие вопросы.

 

  • Как доехать?
  • Как пользоваться транспортом?
  • В какой гостинице проживать?
  • В какой ресторан сходить?
  • Про грузинское вино?
  • Как интересно провести свободное время?
  • Где купить подарки себе и своим близким из Грузии?

 

Мы надеемся, что наши рекомендации будут вам очень полезны. Добро пожаловать в Тбилиси, город, который любит вас!

 

Стоимость: бесплатно

Имя *
Эл.почта *

ЧЕК - ЛИСТ "365 идей"

Первый вопрос, который возникает у тебя при планировании путешествия – это «Что делать в Грузии?» А в случае если ты уже был 2-ой или третий раз? Мы для тебя составили практический чек - лист из 365 идей на каждый день, что можно делать, куда сходить, что посмотреть, что попробовать и купить в 11 самых живописных регионах Грузии. Наш список удобно упорядочен по регионам, зачеркивай пункты что уже сделал, и отмечай что еще только предстоит.

 

Стоимость: бесплатно

Имя *
Эл.почта *